Суббота, 18.01.2020, 16:53

Сайт "Наманганской области"

Приветствую Вас Гость

Поиск
Наманган-онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
.
Категории каталога
СПОРТ [54]
о спорте в Намангане
ЗАДАТЬ ВОПРОС - ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ [0]
ЗДЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЕЛЯТЬСЯ СОВЕТАМИ
"НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" [238]
Обзор газеты "Наманганская Правда"
ПОЭЗИЯ [9]
Узбекча материаллар [1]Об городе НАМАНГАН [12]
САЙТ ХОКИМИЯТА НАМАНГАНА [2]ИСТОРИЯ ГОРОДА НАМАНГАНА [1]
Разное [62]
Наш опрос
Довольны ли Вы освещением улиц вашего города?
Всего ответов: 267
Главная » Статьи » "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА"

Романтика полета

 

Романтика полета




СЕВЕРО-ФЕРГАНСКИЙ  канал издавна был любимым местом купания для местной ребятни. По берегам росли огромные деревья, и мальчишки, прикрепив  "тарзанку" - канат с привязанной к ней доской, раскачивались и прыгали в воду с немыслимой высоты. Гена Фокеев на всю жизнь запомнил волшебное ощущение полёта: когда он пошел на рекорд, впервые сиганув в воду с очень большой высоты и надолго ушел на глубину. Задержав дыхание, мальчишка выплыл в стороне и замер огорченный. Его рекорд остался незамеченным. Все вылезли из воды и наблюдали необыкновенное зрелище. Эскадрилья  бомбардировщиков шла  так низко, что можно было разглядеть заклепки на фюзеляже и лица пилотов. Экипажи имитировали отражение атаки истребителей. Прозрачные колпаки стрелков-радистов вращались на 360 градусов, обводя небо стволами пулеметов.

- "БОСТОН-Б-25" - американские средние бомбардировщики, - со знанием дела прокомментировал один пацан. - Они возвращаются с учебного бомбометания.

Кстати, именно такие самолеты в фильме "Перл-Харбор" бомбили Токио, взлетая с авианосцев и совершая затем посадку в континентальном Китае. Гена не мог отвести   от самолетов сияющих восторженных глаз и сделал  выбор. На всю жизнь.

Военную службу Г. Фокеев проходил в Калининграде, где успел познакомиться с конструкцией многих самолетов. Ему довелось увидеть и исчезающие По-2, трофейные транспортники "Юнкерс-Ю-52", обслуживать современные для того времени истребители МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщики Ил-28. К сожалению, военным летчиком стать ему не довелось. Тогда, в 50-х годах, из ВВС было уволено 1200 опытных офицеров-летчиков. Став авиаинженером, он успел поработать в аэропорту "Андижан", вернулся в Наманган. "Бостонов" тогда уже не было, тут базировались гражданские самолеты. Сейчас  ветеран аэропорта "Наманган" - инженер смены перроно-транзитной бригады по самолетным двигателям Геннадий Кузьмич  Фокеев пользуется заслуженным уважением  коллектива, он воспитал целую плеяду высококвалифицированных специалистов.

- Лет 40 - 50 назад на грунтовый аэродром Намангана могли сесть По-2, Ли-2, "Дуглас", Ил-14, - вспоминает Г. Фокеев. - Стояло несколько кибиток, взлетную полосу ночью освещали с помощью 36 фонарей "летучая мышь" и небольшого прожектора, висела кишка ветроуказателя. Помню, днем мы раскладывали полотняное посадочное "Т". Отсюда осуществлялись рейсы в Ташкент, Сергели, Душанбе  и грузовые перевозки, возили скот в долину Чаткала. С 1962 года здесь базировался химический авиаотряд, самолеты Ан-2 обрабатывали посевы дефолиантами. Приходилось взлетать и садиться с неподготовленных  площадок. Вообще-то Ан-2 - простой и надежный самолет, переживший своё время благодаря именно тому, что редко выходил из строя. Интересно, что  свечи зажигания от Ан-2, имевшие четыре электрода и отличавшиеся высокой надежностью, всегда были предметом зависти автолюбителей, которые ставили их на "Волги" и "Победы".  Бывали случаи, что летчик, не успев набрать высоту или опустившись слишком низко, мог задеть крылом верхушки деревьев или притащить на крыльях кусок проводов. Для другого самолета это могло кончиться весьма плачевно. Словом, происходили  самые разные ситуации, в том числе и комические. Как-то мы взлетели с полевой площадки после купания. Рубашки постирали и повесили на расчалках между двойными крыльями сушиться, а снять забыли. Прилетев на место, нашли  там одни воротнички, воздушный поток разодрал их в клочья. Помню, во время промежуточной посадки один из летчиков испытал сильнейший шок и долго не мог прийти в себя: он наткнулся на большую змею и на наших глазах перепрыгнул через яму с химикатами и вскочил в самолет. Этот рекорд так и остался непревзойденным. Никто из нас, да и он сам, так и не смог потом повторить это достижение. Вообще-то, аэропорт "Наманган" преображался буквально на моих глазах. Постепенно взлетно-посадочная полоса была расширена и удлинена до 1,5 км, появилось асфальтобетонное покрытие, локаторы, современное навигационное оборудование, средства связи.

Сейчас все изменилось коренным образом. Наш аэропорт обрел статус международного и стал центральным в Ферганской долине. Он может теперь принимать любые типы самолетов, в том числе широкофюзеляжные Ил-76, С-130 "Геркулес", Ту-154, "Эрбас-310", "Боинг-757" и другие. Создана система сервиса и техобслуживания, отвечающая мировым стандартам. Да и сам аэропорт "Наманган" после коренной реконструкции стал украшением нашего города.   Оценивая перспективы развития этой отрасли в нашей стране, можно отметить, что в Узбекистане имеется  не  только развитая авиастроительная промышленность, но  и создана успешно работающая система подготовки пилотов и специалистов. В стране действуют лицей для подготовки авиационных техников, Ташкентский государственный авиационный институт. Многие выпускники ТГАИ проходили у нас практику, и меня сейчас  радует то, что сейчас в авиацию приходит молодежь, беззаветно влюбленная в небо. Их так же, как и меня когда-то, влечет романтика полета.

Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.


Категория: "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" | Добавил: namangan (27.08.2008) | Автор: Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.
Просмотров: 875 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]