Суббота, 23.09.2017, 22:07

Сайт "Наманганской области"

Приветствую Вас Гость

Поиск
Наманган-онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
.
Категории каталога
СПОРТ [54]
о спорте в Намангане
ЗАДАТЬ ВОПРОС - ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ [0]
ЗДЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЕЛЯТЬСЯ СОВЕТАМИ
"НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" [238]
Обзор газеты "Наманганская Правда"
ПОЭЗИЯ [9]
Узбекча материаллар [1]Об городе НАМАНГАН [12]
САЙТ ХОКИМИЯТА НАМАНГАНА [2]ИСТОРИЯ ГОРОДА НАМАНГАНА [1]
Разное [62]
Наш опрос
Довольны ли Вы освещением улиц вашего города?
Всего ответов: 239
Главная » Статьи » "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА"

Что есть человек в этом мире...

Начинающий художник-авангардист Дильмурод Ахунов -  выпускник Наманганского колледжа культуры - принял участие в международном конкурсе "Тема смерти в современном искусстве", состоявшемся недавно в Москве. Его работы "Дерево смерти", "Неутешная вдова"  вызвали  здесь большой интерес.  Предлагаем его впечатления о поездке в российскую столицу и выставке работ:     

- Я не пессимист и люблю жизнь. Тема Смерти в искусстве - это, прежде всего, отражение духовного мира художника, победа его бессмертной души над скоротечностью смерти. В мировом искусстве есть много примеров, когда смерть предстаёт во всей своей безысходности,  жестокости и уродстве. Я считаю, что на подобное изображение мёртвой плоти имеет право только тот художник, кто сам  пережил глубокую душевную травму или испытал страшное потрясение в жизни. Иначе тема смерти прозвучит фальшиво и пошло. Сталкиваясь в жизни со смертью близких, а  иногда и  малознакомых людей, мы, естественно, переживаем безысходность и трагизм событий. Проходит время и, казалось бы, душевная боль утихла. Но на уровне подсознания она вспыхивает с новой силой.  Тема смерти в искусстве для меня -  это тема отражения мой сущности как художника, моей веры в вечность души, моей силы сострадания  и переживания, моего понимания - что есть человек в этом  мире.  Этот конкурс многое дал мне как художнику: тут участвовали художники со всего СНГ, стран Европы и Африки, Японии, было представлено множество школ и направлений в живописи.

Вот, например, известный российский художник  Денис Базуев показал войну без прикрас, смог  в духе великого баталиста Верещагина ярко передать не только весь трагизм событий и бессмысленность войны, массовых убийств, но и героизм наших солдат, отдавших жизни в борьбе с фашизмом. Зимой 1941 - 42  гг.  наши войска пытались прорвать блокаду Ленинграда. Их остановили укреплённые позиции у станции Погостье, тут были вырыты траншеи и ячейки, дзоты и блиндажи. Измотанные в боях и испытывающие недостаток в боеприпасах советские дивизии беспрерывно атаковали, неся большие потери. Лишь в середине января удалось овладеть станцией, а в феврале - деревней Погостье. Снег там был очень глубокий, и наши солдаты, сражённые вражескими пулями и осколками, оставались стоять в снегу. Кстати, поисковики считают, что здесь погибло много бойцов из Узбекистана и других среднеазиатских республик. Этот трагический момент и  был изображён на  картине известного российского художника-баталиста Дениса Базуева "После атаки".

Следующая его картина "Противотанковый ров" посвящена не менее трагичным событиям там же - в районе поселка Колпино.  Здесь  в декабре 1941 года советские войска вели тяжёлые бои за два противотанковых рва. В сентябре именно они не позволили фашистам с ходу ворваться в Ленинград (поисковики называют это место "Колпинский ров"). Однако, захватив их, немцы превратили рвы в неприступный рубеж обороны. Советские войска за последние десять дней декабря 41-го года на этом рубеже потеряли свыше 25000 солдат убитыми и ранеными. После кровопролитных боев советские солдаты захватили часть рва, но из всего полка в живых осталось 13 человек. Именно они и изображены на картине.

Глядя на эти батальные полотна, начинаешь искренне верить в красоту, спасающую мир от смерти. Ведь жизнь наших павших предков продолжается в нас.  В частности, работы моего старшего коллеги из Ташкента Улугбека Мухаммедова также поражают знанием жизни и мудростью много повидавшего человека.  В его акварели "Последний путь" передано состояние тревоги, горя и печали. На заднем плане тучи сгущаются, и ощущение трагедии семьи, которая потеряла близкого человека. Впереди идут родственники покойного. По мусульманским обычаям покойного везут на кладбище, подняв тобут (гроб) на руках. Все одеты в траурные одежды - чапан и бельбог (пояс), на голове тюбетейка или чалма. На другой акварели изображено  кладбище мусульман.

Когда начнётся день Суда Аллаха, честь и хвала ему, все восстанут из своих могил и появятся пред судом Всевышнему. Мы, мусульмане, верим, что все умершие люди снова оживут, предстань перед судом и тогда будет распределение: кому в рай, а кому в ад.  Кладбище в Бухаре, где много захоронений и самому кладбищу не менее 2000 лет, напоминает город из миниатюрных кирпичных строений. Сейчас ещё вошло в моду ставить на могилы гранитные или мраморные памятники, как у христиан.

Когда тело мусульманина предают земле, родственники покойного читают Коран и молятся Аллаху, просят простить ему грехи и выделить место в раю. Всё, что накоплено покойным за жизнь, в один миг переходит в другие руки,  а, бывает, и в чужие! Смерть - это урок для дальнейшей жизни. Люди забывают об этом, гонятся за богатством  и деньгами, порой забывают о своих близких и друзьях, которые нуждаются в помощи и внимании.  Вспомните, когда умирал Александр Македонский, он велел: "Вынесите мои руки из гроба,  чтобы народ видел, что я умер и на тот свет не забираю ничего. Что я накопил - это только мои грехи и хорошие деяния". В акварели изображено реальное время. Обычно вся эта  церемония заканчивается ближе к закату дня, и художник максимально приблизил  её к реальности.

Меня поразила и работа Делакруа, где  он обращается к древней истории, сюжет взят из поэтической драмы Байрона "Сардонапал". Ассирийский царь Сардонапал (легендарное имя царя Ашурбанипала (669 около 633 гг.  до н. э.), дворец которого окружили враги, приказал слугам сжечь его самого и всё, чем он владел: женщин, лошадей, драгоценности. Мрачный деспот тяжело опустился на ложе, а вокруг него кружится жуткий хоровод из человеческих и конских тел, золота и пурпура, стали и крови. Бешеный ритм кисти Делакруа заставляет вспомнить насмешки критиков: "Этот человек пишет пьяной метлой". Позы бьющихся в конвульсиях рабынь и яркие алые пятна выглядит как предвестие языков пламени, в котором погибнет Сардонапал.

Знаменитая картина  И. Репина  "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" переносит нас в  давно минувшую эпоху. В трагедии самодержавного властителя, поразившего в гневе собственного сына, художник увидел ситуацию безграничной власти деспота и неминуемого возмездия за невинно пролитую кровь. Вечные муки царя-сыноубийцы, находящегося на грани безумия, умирающий царевич Иван предстают  перед нами в полном своём обличии. На роль царевича художнику  позировал известный прозаик Всеволод Гаршин, который состоял на учёте как душевнобольной человек. Рассказывали, что с  ним временами  случались приступы, которые быстро проходили, но после очередного сеанса позирования он бросился в лестничный пролет и разбился насмерть.

Изучение биографии Ивана Грозного заставляло художника концентрироваться на патологических  чертах  личности царя. "Я работал, как завороженный, - писал Репин, - но  мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то звало меня к этой картине, и я опять работал над нею".

В 1885 году картина была готова, и встал вопрос о её приобретении для Третьяковской галереи. Но чиновникам не понравилась тема царя-убийцы. Критики проводили параллели с  портретом революционера Д. Каракозова, написанным Репиным ранее. Получалось,  что художник от портрета человека, покушавшегося на царя, перешел к изображению самого царя в качестве убийцы. К критикам картины  присоединился обер-полицмейстер Москвы. Он прислал в Третьяковку секретное предписание: "Поскольку вышеупомянутая картина приобретена Вами  для картинной галереи, имею честь покорнейше просить вас не выставлять картину в помещениях, доступных публике". С появлением в музее холста началась его трагическая биография. В музей стали приходить члены революционных террористических организаций.

16 января 1913 года молодой иконописец Авраам Балашов, придя в Третьяковскую галерею, изрезал картины ножом. Хранители, услышав резкий звук, бросились наверх и увидели на картине три страшных пореза. Преступника задержали. На допросе он постоянно повторял одну и ту же фразу: "Довольно крови!". Его признали душевнобольным и долго лечили в психиатрической лечебнице. За этим мрачным событием последовала ещё одна трагедия. Заболел и главный хранитель музея художник Хруслов, а через несколько дней он бросился под поезд.

 Картина  Делароша "Кромвель у гроба Карла I" переносит нас  в  Англию 1649 года.  Впервые в феодальной Европе революционный народ казнил низложенного монарха. Вскоре после казни короля палата общин отменила королевскую власть, как "ненужную и вредную для свободы и интересов английского народа", и провозгласила парламент высшей властью в стране. Кромвель ещё не знает, что приготовила для него история. Умрёт Кромвель в 1658  году от малярии. Но в 1661 году, когда в стране произойдёт реставрация и на трон взойдёт Карл II, останки Кромвеля извлекут из могилы и повесят в центре Лондона на Тайбернской площади, где вешали уголовных преступников.         

В завершение хочу поблагодарить организатора конкурса и председателя жюри, известного художника, журналиста и мецената Сергея Якушина, а особенно своих  наставников и учителей Наманганского колледжа культуры, в частности, Дильмурода Урмонова и Хасанбоя Пулатова, давших мне хорошие  профессиональные навыки и знания, а самое главное - они привили правильный взгляд на жизнь.

 Хочу подчеркнуть, что учеба в колледже мне многое дала. Преподавание искусств у нас поставлено на должный уровень и не отстает от других стран. Самое главное, что широко представлены и развиваются все направления в искусстве, в частности,  авангардизм, импрессионизм и модернизм. Это, кстати, отмечали художники и эксперты из многих стран мира.

Записал

Алтынбек БАЙБУЛАТОВ.

Категория: "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" | Добавил: namangan (13.04.2009) | Автор: Алтынбек БАЙБУЛАТОВ
Просмотров: 820 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]