Понедельник, 20.01.2020, 10:51

Сайт "Наманганской области"

Приветствую Вас Гость

Поиск
Наманган-онлайн
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
.
Категории каталога
СПОРТ [54]
о спорте в Намангане
ЗАДАТЬ ВОПРОС - ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ [0]
ЗДЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ДЕЛЯТЬСЯ СОВЕТАМИ
"НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" [238]
Обзор газеты "Наманганская Правда"
ПОЭЗИЯ [9]
Узбекча материаллар [1]Об городе НАМАНГАН [12]
САЙТ ХОКИМИЯТА НАМАНГАНА [2]ИСТОРИЯ ГОРОДА НАМАНГАНА [1]
Разное [62]
Наш опрос
Довольны ли Вы освещением улиц вашего города?
Всего ответов: 267
Главная » Статьи » "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА"

Стальное чудо пустыни
 
В рубрике - В гостях у паровозов
 

В МУЗЕЕ железнодорожной техники ГАЖК "Узбекистон темир йуллари"  застыли на вечной стоянке самые разные модели паровозов.  Экспозицию  открывает небольшой узкоколейный паровоз чехословацкой фирмы "Шкода" выпуска 1924 года.  Когда-то он работал на шахте, катал детей в Коканде. Настоящей гордостью коллекции являются последний пассажирский паровоз  П-36  "Победа" мощностью 8 тыс. лошадиных сил,  а также трофейный  немецкий  ТЭ-2500 производства фирмы "Егер".   

Выглядят они сейчас словно посланцы из далекого прошлого, немые свидетели былых событий. Впрочем, некоторые отправляются в прошлое и наяву: самый старый паровоз типа Ов  выпуска1914 года, называемый в просторечии "Овечкой", участвовал в съёмках 8 фильмов о гражданской войне, в том числе и знаменитой киноленты  "Неуловимые мстители".  По словам хранителя фондов Бориса Соболева, показавшего нам коллекцию паровозов, многие из них в рабочем состоянии и развести пары можно довольно быстро. Несмотря на возраст, паровозы и сейчас сохраняют свои качества и значение.

Сено и клевер

для "огненной арбы"

В старину Центральную Россию со Средней Азией  связывали  только караванные пути через пустыни  Каракум и Кызылкум.  Путников подстерегало много бед. Это и отсутствие воды, песчаные бури - самум,  змеи, каракурты, фаланги, скорпионы, нападали  и банды разбойников. Всё это создавало большие трудности в торговле даже между  Кокандским и Хивинским ханствами и Бухарским эмиратом, не говоря уже о России и странах Европы. Для того чтобы таким образом добраться до России, нужно было полгода.

В 1880  году была начата прокладка железной дороги  от Каспийского моря до крепости Геок-Тепе.  Работы шли в труднейших условиях противодействия  туркменских племен,  которых вооружали англичане. Владычица морей имела свои интересы в Средней Азии и была крайне недовольна появлением здесь русских. Тем не менее уже в декабре 1886 года на всём протяжении от Каспийского моря до Амударьи было налажено регулярное движение поездов.

Большие трудности возникли при строительстве железнодорожного моста через Амударью. Река издавна называлась "джейхун" - бешеная,  так как очень часто меняла русло.  

15 мая 1888 года в 12 часов при огромном скоплении народа "огненная арба"  прибыла в Самарканд. Строительство Закаспийской  военной железной дороги было завершено.

Весь мир тогда восхищался подвигом строителей, проложивших 1335 вёрст железнодорожной колеи через непроходимые пустыни за такой короткий срок.  

Через два года дорога пришла и в Ташкент, и на участке Красноводск - Самарканд - Андижан - Ташкент стала называться Среднеазиатской железной дорогой.

В 1901 году начали строить магистраль  Ташкент - Оренбург навстречу друг другу, и с 1906 года  Среднеазиатская железная дорога стала частью всероссийской сети. В Намангане железнодорожное сообщение появилось в 1912 году. Гениальный узбекский писатель Абдулла Кадыри в своем юмористическом произведении "Гирвонли Маллабой" писал, что жители наманганского села Гирван испытывали страх перед огнедышащим чудовищем, и, желая задобрить его, вынесли ему… сено, клевер и пр.

Строительство железных дорог дало мощный импульс  увеличению производства и продажи хлопка. Если до строительства дороги край давал 600 тысяч пудов хлопка, то в 1888 году эта цифра достигла 5 миллионов пудов.  Различные товары завозились из России, они  проникали и в Персию, вытесняя  британские товары. Резко возрос   грузооборот,  росли доходы. Только в 1900 году чистая прибыль дороги составила 3 миллиона  600 тысяч рублей.      

  Один из лучших в мире

-          В следующем году  Ташкентский музей железнодорожной техники будет отмечать свое 20-летие, - говорит  директор музея Хасан Махмудов. - Он был открыт 4 августа 1989 года в честь 100-летнего юбилея узбекской магистрали. Он собрал  уникальные экспонаты железнодорожной техники - это 13 паровозов, из которых два пассажирских  СУ и П-36, 10 грузовых, один из них дореволюционной постройки, а остальные постройки после 1923 года. Мало кто знает сейчас, что Ташкентский тракторный завод в годы войны выпускал бронепоезда. Средства для этого собирали всем миром. Один из них уцелел и стоит в Москве на Поклонной горе, здесь же хранится его уменьшенная копия. Наш музей  входит в  мировую ассоциацию технических железнодорожных музеев  и  по богатству экспозиции является одним из наиболее интересных подобных музеев мира.

В музее действует экскурсионный поезд. С посетителями проводятся интересные обзорные экскурсии. Здесь очень часто бывают школьники и студенты. Уникальность музея заключается в том, что здесь выставлены паровозы, тепловозы, вагоны, которые активно работали на магистрали, создавая высокий промышленный потенциал  Республики Узбекистан и всего Центральноазиатского региона.

 

 

 

 
 
Категория: "НАМАНГАНСКАЯ ПРАВДА" | Добавил: admin (26.01.2009) | Автор: Алтынбек БАЙБУЛАТОВ
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]